Как научить ребенка есть твердую пищу
14 Дек 2011, Автор: Репина Екатерина
Нередко можно услышать от мам, что «ребенок не ест твердую пищу, не умеет жевать или давится». И это трудности встречаются у многих детей. Сегодня такая картина, к сожалению, встречается все чаще и чаще. Так почему же ребенок не желает жевать? Попробуем разобраться.
Специальной методики по тому, как научить ребенка есть твердую пищу нет, да, собственно говоря, она и не нужна. Просто нужно вовремя создавать такие условия, чтобы ребенок сам учился пережевывать пищу и понемногу развивал этот необходимый навык. Обычно дети довольно рано и без проблем начинают справляться с плотной пищей. А некоторые и после 10 месяцев предпочитают все протертое. Да, когда дети подрастают, им поначалу очень трудно жевать, непривычно, да и болезненно, тем более, когда режутся зубки, которые травмируют десны. И некоторые мамы продолжают кормить малыша протертой пищей, совсем не стимулируя при этом жевание. А ведь, учить малыша жевать нужно очень рано! Дети в состоянии жевать более густую пищу, как только у них появляются первые зубки, хотя бы резцы. И даже тогда, когда зубки еще не прорезались, малыш уже может пережевывать не слишком плотную пищу.
Процесс пищеварения человека начинается во рту, где пища смешивается со слюной. Когда пища не достаточно густая, не твердая, ребенок прикладывает минимум усилий, чтобы ее прожевать. При этом мало слюны смешивается с пищей. Желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо, не набирают силу. Желудочно-кишечный тракт, образно говоря, становится ленивым, получая только слишком нежную пищу, которая ребенку уже не по возрасту. А любой живой организм экономит, и тут же урезает неработающей системе рацион. Если подросшего ребенка продолжают кормить протертой пищей, желудочно-кишечному тракту незачем «работать» и приток крови к органам системы пищеварения сокращается. В результате не упражняется и не развивается ферментный аппарат, не набирает силу мышечный слой желудка и кишечника. В дальнейшем, переваривать и усваивать более грубую, твердую пищу, а также продвигать отработанную массу и освобождаться от нее будет затруднительно. Пищеварительная система, как и любая другая, тоже должна совершенствоваться, упражняться и работать, причем вовремя.
Но, если ребенка несвоевременно начать учить есть твердую пищу, то это обернется проблемой и с точки зрения стоматолога. Жевательные мышцы в таком случае не упражняются, а значит, не развиваются. Это может плохо сказаться на формировании овала и формы лица, а что еще важнее – на формировании прикуса. Исправление прикуса – очень трудный, длительный и не приятный процесс.
Так как же научить ребенка есть твердую пищу и когда это нужно делать?
Если вы покупаете для малыша готовое детское питание промышленного производства, то читайте на баночках и коробках: для какого именно возраста эти продукты предназначены. Почти на всех упаковках детских каш, фруктовых, овощных и мясных пюре указан возраст (ступени), для которого они предназначены. Эти ступени отличаются друг от друга как раз степенью измельчения. Вовремя переходите на менее измельченные и более густые, и даже комковатые продукты, чтобы ребенку приходилось работать язычком, губами и челюстями. При кормлении таким питанием, конечно же, нужно пользоваться ложечкой, что очень важно для освоения навыков нормальной еды.
В возрасте 6-ти месяцев ребенок учится жевать. Это период подготовки к приему твердой пищи. Язык уже может двигаться более разнообразно: вправо-влево, назад (вглубь рта). Для развития жевательных навыков малышу можно предложить сушку. Он будет тянуть ее в рот, водить ею по деснам, сжимать губки, рассасывать и пытаться глотать, но откусить еще не сможет. Кроме того, когда ребенок сосет сушку, у него активно вырабатывается слюна. Смоченные слюной крошечки малыш уже в может пережевать и проглотить – это очень полезное упражнение. Само собой, сушка не должна быть сдобной, сладкой или посыпанной маком и кунжутом. Подойдут лишь самые обычные баранки. Еще один плюс сушек в том, что малышу ими сложно подавиться, в отличие от хлеба, сухарика или яблочка. Но присматривать за малышом все равно нужно. Если вы все же против того, чтобы в этом возрасте давать ребенку грызть баранку, то выход один – дождаться появления полного комплекта коренных зубов.
С 7-8 месяцев начинайте давать ребенку все более густую пищу, не разводите пюре до такой степени, чтобы оно становилось как суп. В этом возрасте у ребенка появляются новые умения: он ест протертую пищу с ложки, кусает твердую пищу (печенье, сухарики), удерживает пищу во рту. Ребенок уже лучше управляет движениями губ, щек, языка и челюсти, они становятся более координированными и разнообразными, С их помощью малыш уже может откусить, разжевать и протолкнуть пищу, чтобы проглотить ее. Но, все дети индивидуальны: некоторые сразу начинают с большим удовольствием есть более плотную пищу, сами берут со стола кусочки еды и пробуют их на зуб, а некоторые не проявляют особого интереса к новой пище. Такого маленького консерватора можно попробовать сажать за семейный стол и раскладывать перед ним на плоской тарелке «радугу» из брусочков отварной моркови, репки, зеленых букетиков брокколи и белых бутонов цветной капусты. Берите их сами с тарелки и ешьте, расхваливая и наслаждаясь. Любой ребенок склонен подражать взрослым и непременно заинтересуется яркими овощами. Пусть сам берет с тарелки, что ему понравиться, и пробует жевать то одно, то другое. Если поначалу у него плохо получается жевать, докормите его привычной для него протертой едой.
Примерно в 10-12 месяцев малыш сам может держать твердую пищу в руке, откусывать кусочки, разжевывать их, продвигать вглубь рта и проглатывать. С этого момента он может постепенно употреблять твердую пищу. Начинайте с небольших кусочков, которые не требуют приложения особых усилий. Приучайте ребенка хорошенько пережевывать пищу с самого раннего детства. Показывайте ребенку как это делать. При этом хорошая мимика будет лучшим помощником. Если малыш привыкнет к тщательному разжевыванию пищи сейчас, то в будущем станет это делать всегда.
В 1, 5 — 2 года навыки жевания можно отрабатывать, используя зефир или жевательный мармелад. При этом сказав ребенку, что эту вкусняшку нужно обязательно жевать и показать как. Естественно, продукт должен быть качественный. Можно предложить ребенку, «поскольку он уже большой», самому измельчать себе еду в тарелке, например, вилкой. Получается своеобразное соревнование двух видов лени: «лень жевать» и «лень давить». Как правило, побеждает последняя.
Очень часто дети начинают жевать новое, ранее незнакомое блюдо. Расширьте рацион питания малыша. А новые блюда предлагайте только в не протертом и не измельченном виде. И самое главное: никаких разговоров, бесед, тревог, ночных размышлений и жалоб окружающим по поводу нежелания ребенка жевать. Пусть он думает, что у него все нормально. 1 -2 года — это возраст, в плане начала манипуляций родительскими чувствами, очень опасный. Не лучший вариант, если малыш будет использовать свое жевание/нежевание для того, чтобы шантажировать вас.
Кормление ребенка должно происходить в положении, которое удобно и ему и вам. Лучше всего кормить ребенка в положении сидя. Голова малыша не должна быть запрокинута: в таком положении он может подавиться, захлебнуться.
Проблемы, которые могут возникать в процессе кормления твердой пищей:
• ребенок очень медленно жует;
• он часто кашляет, т. к. поперхнулся;
• очень долго жует пищу, как жвачку;
• плохо удерживает пищу во рту, от чего у него рот всегда грязный;
• выплевывает еду;
• когда пищу подносят ко рту, сжимает губы и отворачивается;
• отказывается от жидкости.
Все эти проблемы вызваны разными причинами.
Во-первых, ребенок может еще не уметь откусывать и жевать твердую пищу.
Во-вторых, если малыш не умеет глотать пищу, он вынужден долгое врем удерживать ее во рту.
В-третьих, у ребенка может быть низкий тонус мышц языка, губ, щек.
В-четвертых, малыш может не чувствовать вкусовых различий пищи из-за сниженной или нарушеннойчувствительности внутренней поверхности щек, языка, десен. Если у вас возникают подобные ситуации, попробуйте определить, какой вид пищи ваш ребенок предпочитает больше всего, и давайте малышу сначала то, что ему нравится. Если ребенок не ест густое пюре с плотными комочками, дайте ему обычное густое пюре, потом постепенно добавляйте туда по одному маленькому комочку. Так, вы приучите малыша есть более густую еду, а затем предлагайте ему небольшими порциями и другие виды еды.
Если малыш сжимает губы, когда ко рту подносят пищу, предложите ему сделать выбор. Положите еду на две разные тарелочки, поставьте их перед ребенком и спросите: «Что ты будешь кушать: это или это?» Ребенку может понравиться то, что он может проявить свою самостоятельность, и он будет кушать с удовольствием. Разрешите малышу брать руками из тарелки некоторые виды пищи, например небольшой кусочек отварного мяса, или макароны. Дайте ребенку ложку и позвольте ему есть самому, даже если ему это еще не совсем хорошо удается.
Не стоит кормить ребенка насильно. Это не принесет ему пользы, а только испортит вам настроение. Подождите немного и предложите ребенку выбрать то, что он будет есть или дайте что-нибудь попить. Хвалите его не только за успехи в играх, но и за его попытки что-нибудь съесть самостоятельно, особенно когда они успешны!

Обшайтесь со мной:
нет похожих статей.