Иблис сказал(а):
Память ? природный дар? От куда он (этот дар) у человека берется? Вы считаете, что одному от рождения дается хорошая память, а другому ? «извините, закончилась?»?
Вы также пишите о вредных качествах, которые могут развиться от долгих занятий шахматами. На счет «недо»-социализации и неумения общаться я с Вами согласна. А вот дух соперничества? Разве не он помогает нам развиваться, являясь стимулом к работе над собой?
Так же хотелось бы уточнить, что Вы имеете в виду, говоря о способности к шахматам у ребенка? Какие такие «приморбиды» существуют? Мне кажется, что если ребенок заболел шахматами всерьез, то все у него получится. И не важно, займет ли он какое-то там место на каком-то там чемпионате, ведь он не титулы зарабатывает, он «всерьез». Он занимается тем, что ему по душе, и горе тем родителям, которые «принимают решение»?
человеческие способности - штука странная. но очевидно, что они разнятся от человека к человеку, и память - одна из них. более того, даже память есть разная - есть память абстрактная (когда проще запомнить значки на бланке, а не движения фигур), есть память фонетическая, есть память на лица... и это не одно и то же. мне, например, проще запомнить номер телефона, чем имя-отчество его владельца.
так же, кстати, дело обстоит и со способностями. для шахмат крайне важны способности к геометрическому мышлению, например. это очень "узкий" талант, есть методики его определения, есть тесты IQ, где эти задачи выведены в отдельную группу. я подозреваю, что у Бронштейна именно этот дар был абсолютным - по крайней мере его "самоучитель шахматной игры" с "силовыми линиями" - наводит на такие мысли. хотя, я не уверен...
а вообще шахматы очень хороши тем, что играя в них можно понять свои сильные и слабые стороны (и соотв. сильные и слабые стороны ребенка) - кто-то думает быстро, кто-то - медленно; кто-то любит сложность, кто-то - простоту. на эти предпочтения надо смотреть внимательно, можно узнать много интересного)