Дефекты дикции
19 0
«Моему малышу три года. Вроде бы он развивается вполне нормально, однако говорит почему-то не очень хорошо, в основном первыми слогами слов. Причем может построить, таким образом, достаточно длинные предложения. Мне кажется, что с возрастом это пройдет, но все-таки хотелось бы узнать, что можно сделать, чтобы помочь малышу как можно раньше научиться говорить правильно.

Может быть, вы что-то посоветуете». Карина Конечно посоветуем. Ведь мы делаем наш журнал для того, чтобы вам было легче справиться с теми или иными сложностями. А научить малыша говорить правильно, действительно сложно. То он не проговаривает слова до конца, то не может справиться с буквой «Р». Овладевать звуками малыш начинает с самого раннего детства. Даже первое слово это не что иное, как начало становления речи. Впрочем это и так понятно. Только у кого-то из малышей этот процесс проходит гладко и без эксцессов, а у кого-то долгое время никак не получается выговорить то или иное слово. В общем, давайте не будем больше мудрить, а поговорим о причинах и избавлении от них.
Знакомство со звуками Для начала родителям следует запомнить, что звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. Поэтому-то карапузы так коверкают слова, вызывая у родителей одновременно и смех и гордость. Кстати смеяться не стоит, иначе кроха в следующий раз ни за что не скажет требуемого слова. Помните как в фильме: «Девочка скажи РЫБА», а малышка в ответ «СЕЛЕДКА!». Чтобы вам, дорогие родители, было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков, приведем небольшую таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
Возраст в годах
1-2
2-3
3-5
5-6
Звуки
А, О, Э П, Б, М
И, Ы, У Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й
С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ
Л, Р
При нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5-6 годам малыш должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих крохе своевременно овладеть правильным произношением звуков. Так что здесь уже приходится говорить о нарушениях звукопроизношения, требующих специальной помощи логопеда. Кроме того, вам следует помнить и о том, что есть некоторые причины, которые с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, поэтому тут следует не пропустить момент и как можно скорее обратиться к специалистам.
Причины 1. Неправильное строение челюстей и зубов. Если у вашего малыша зубки деформированы, неправильно расположены или отсутствуют вовсе, то это вполне может стать причиной неправильного произношения слов. Также дефекты дикции могут проявляться из-за слишком выступающей вперед верхней или нижней челюстей. При дефектах в строении челюстей и зубов свистящие и шипящие звуки более всех других страдают потому, что здесь нарушается очень важное для их правильного артикулирования условие - образование очень узкой (1-2мм) щели между верхними и нижними резцами. В этом случае врачи рекомендуют поставить малышу так называемые пластинки-скобы. Они исправят прикус, вернув речи нормальное звучание. 2. Слишком большой или слишком маленький язык. Этот дефект встречается не часто, но он также затрудняет нормальное артикулирование звуков. Ведь именно язык играет самую активную роль в процессе их образования. Этот дефект в речи можно устранить лишь при помощи специальных логопедических упражнений. 3. Короткая подъязычная связка (или так называемая уздечка языка). Язык при этом лишается необходимой подвижности, а главное - он не может подниматься вверх. От этого более страдает звук Р, при образовании которого кончик языка должен вибрировать у верхних альвеол (бугорков над верхними резцами). При очень короткой уздечке нарушается и произношение шипящих звуков, так как язык не может приподняться к переднему краю твердого неба и приобрести форму «чашечки». Произношение же свистящих звуков, не требующих поднимания языка вверх, здесь обычно не нарушается. Избавиться от этого недуга можно при помощи несложной операции, когда крохе слегка подсекают уздечку. 4. Расщелина верхней губы. Она приводит к дефектам произношения губных звуков (П, Б, М), в образовании которых активно участвуют губы. Этой проблеме чаще всего сопутствуют расщелины твердого и мягкого неба, что приводит к появлению гнусавости и к дефектному произношению почти всех звуков речи. Избавиться от этой проблемы самостоятельно невозможно, поэтому при первой же возможности обратитесь к помощи врачей. Причем операцию (врачи сшивают губу) делают в основном в грудном возрасте. 5. Недостаточная подвижность речевых органов На самом деле это не одна проблема. Слабая подвижность речевых органов состоит из нескольких нюансов. Чаще всего встречаются парезы (слабости) мышц губ и отдельных мышечных групп языка. В этих случаях язык и губы не могут выполнять движений, необходимых для правильного артикулирования звуков. Например, при слабости мышц кончика языка он не удерживается за зубами, а просовывается между ними, что придает шипящим и свистящим звукам оттенок шепелявости. Но в этом случае межзубное произношение вызвано совсем иной причиной, чем при отмеченном выше открытом прикусе. Избавиться от этого можно только при помощи специальных логопедических упражнений.
Главное, помнить одно - какой бы ни была причина появления «корявости» в речи вашего малыша, не следует ждать пока все «с возрастом пройдет». Вам просто необходимо своевременно принять необходимые меры.
Занимаемся самостоятельно Упражнения для укрепления мышц речевого аппарата. Каждое упражнение выполняется перед зеркалом 3-5 раз по 5-10 сек, весь комплекс - 3-5 раз в день по 5-6 минут.
Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены. Как весёлые лягушки Тянем губки прямо к ушкам. Потянули - перестали. И нисколько не устали!
Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у. Подражаю я слону – Губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счет.
Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счет.
Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочередно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счет. Подбородок не двигается!
Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счет.
Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с легким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику. Спинка язычка сейчас Станет горочкой у нас. Скатываются зубки с горочки.
Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счет.
Сауле Кубенбаева логопед высшей квалификационной категории, психолог Журнал «Кенгуру» №35